Производство ткани

Шитье доставит вам удовольствие, если изделие, ткань, из которой оно сделано, и назначение изделия будут находиться в полной гармонии. При выборе ткани для модели хорошо бы иметь представление о том, какими свойствами обладает ткань. Если вы не ориентируетесь в них, трудно не только сделать выбор, но и определить, подходит ли тот или иной материал для задуманного платья. Изучив характеристики ткани, вы сможете правильно выбрать соответствующую ткань для будущей модели.

Получение ткани

С издавна на Руси прядение представляло особый ритуал, помимо того, что было одним из главных занятий женской половины населения, когда собирались девушки и женщипы за важным ремеслом, коротали дни и вечера за веретеном или прялкой, вели душевные беседы, напевали любимые песни, а порой тут же складывая новые мелодии, наделяя в них самых искусных мастериц словами, характеризующими их труд: «тонкопряха», «золотошвейка» и др. Первые технические приспособления, облегчающие труд, человек встретил восторженно.

Особое место в доме занимала прялка - непременпая спутница русских женщин. Нарядную прялку дарил добрый молодец в подарок невесте, муж жене на память, отец дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали следующему поколению. В различных местностях прялки отличались по форме и конструкции, украшались резьбой, росписью или их сочетанием. Форму прялки украшали выступами - «городками», внизу - «серьгами», «ожерельями». Декоративное оформление прялки часто напоминало празднично одетую женскую фигуру, украшенную нитями бус. Пряхи русского Севера любили изображения большого солнца и старались прикрепить к этой части лопасти кудель (комок шерсти, который пряли).Еще недавно в каждом сельском доме обязательно жили прялка и ткацкий станок. Наступит осень, закончатся работы в поле - начинаются работы в доме. Сначала надо лен и шерсть спрясть - превратить в нити.

Лен мяли, трепали, чесали. Не меньше хлопот было и с шерстью. В результате всех этих подготовительных работ получалась кудель - пучок льняных или шерстяных волокон. Для того чтобы кудель превратилась в нить, ее привязывали к прялке, затем понемногу вытягивали волокна, одновременно скручивая их, - вот и получалась нитка. Готовую нитку наматывали на веретено - длинную палочку с острыми концами и уголщенной серединой.

Прядение - работа трудная. От сноровки пряхи зависела толщина и прочность нити, а значит - и будущей ткани. Чтобы облегчить этот труд, придумали прялку с колесом - его приводили в движение с помощью ножной педали, нить наматывалась «сама», вытягивать и скручивать волокна можно было обеими руками - работа шла быстрее, а нить получалась лучше.

Теперь можно было заняться ткачеством - из ниток делать ткань. Эта работа тоже требовала большого внимания, сноровки, трудолюбия. Ткачи работали на ручных ткацких станках, дело шло довольно медлснно. Поскольку полотно выходило нешироким - всего 37 см - его требовалось довольно много. За зиму хозяйка должна была наткать столько полотна, чтобы хватило на всю семью - ведь снова она сможет взяться за эту работу только следующей зимой. Купить ткань крестьяне не могли - не по карману, да и негде было. Вот и ходили все в одежде, сшитой из домотканого полотна.

Сейчас и прядут и ткут машины. Но иногда долгими зимними вечерами еще можно в некоторых русских домах услышать жужжание колесной прялки и постукивание ручного ткацкого станка.

 

Пряжа - это нить, полученная при скручивании отдельных волокон. Процесс получения пряжи называется прядением. Прядение проходит в следующей последовательности: разрыхление волокон, трепание, чесание, выравнивание (образование ленты), предпрядение (образование ровницы) и сам процесс прядения.

Пряжа бывает однониточная, крученая (скрученная из двух, трех и более одиночных нитей) и фасонная (скрученная из трех и более нитей с образованием петель, узелков или спиралей).

Цель прядения - получение равномерной по толщине пряжи.
Далее пряжа поступает на ткацкую фабрику, где получают ткань.

Ткань - это материал, который получают на ткацких станках путем переплетения нитей пряжи основы и утка между собой.

Продольные нити в тканях называются основными, или основой. Поперечные нити в тканях называются уточными, или утком.

Нити основы очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие. При растяжении нити утка увеличивают свою длину.

Не осыпающиеся края с двух сторон ткани называются кромкой.

Нити основы можно определить по следующим признакам:

1) По кромке.

2) По степени растяжения - нить основы меньше тянется.

3) Нить основы прямая, а уточная извитая.

4) По звуку - по основе звук звонкий, а по утку - глухой.

Искусство выбора ткани

Производство ткани

Сырьем для производства ткани служат волокна.

Волокна — это маленькие, тоненькие тельца.

Обработка волокон:

1. Волокна сортируют (отделяют качественные 

волокна от некачественных).

2. Волокна разрыхляют (очищают от грязи).

3. Волокна чешут (разделяют на отдельные 

волокна) и получают ленту.

4. Волокна выравнивают и получают ровницу.

5. Волокна прядут (вытягивают, скручивают) и 

получают пряжу.

6. Ткут (переплетают нити) и получают ткань.

Пряжу прядут на прядильной фабрике. Ткань ткут

на ткацкой фабрике.

 

Отделка ткани

Отделка ткани состоит из ряда разнообразных 

процессов, в результате которых из суровой неотделанной

ткани, снятой с ткацкого станка, получается готовая

ткань.

Цель отделки — улучшение свойств ткани, 

придание ей товарного вида.

Предварительная отделка:

1. Опаливание (удаление с поверхности суровой 

ткани выступающих кончиков волокон).

2. Расшлихтовка (замачивание ткани с целью 

удаления из нее шлихты — пропитки, нанесенной

на нити основы в процессе ткачества).

3. Отваривание (полная очистка от примесей).

4. Мерсеризация (название от имени анг. 

изобретателя Дж. Мерсера — J. Merser) — обработка и

промывание для получения блеска, 

гигроскопичности, прочности.

5. Беление (обесцвечивание ткани).

6. Ворсование (от ср.-перс, варе — волос) — 

создание на поверхности ткани ворса с целью 

мягкости, теплозащитности.

Крашение и печатание

Во время крашения ткань поглощает из раствора

красящее вещество (естественные красители — 

растительного происхождения; синтетические — из камней).

Печатание — это процесс нанесения цветного 

рисунка красителями:

• прямое печатание — на белую или 

гладкокрашеную ткань набивают рисунок;

• вытравной способ — на гладкокрашеную ткань

наносится вытравка (вещество, разрушающее

краситель) и остается белый рисунок.

Заключительная отделка

1. Аппретирование (от фр. apprete — окончательно

отделывать) — нанесение на ткань аппрета для

придания ей плотности (крахмал), 

гигроскопичности (глицерин, соль), белизны 

(отбеливатели), блеска (масло, жиры, воск).

2. Ширение (придание ткани стандартной ширины).

3. Каландрование (от фр. calandre — каландр — 

устройство для повышения плотности и гладкости

материалов, тканей) — разглаживание ткани.

Специальная обработка тканей. Некоторые ткани

пропитывают специальными растворами для придания

ей, например, непромокаемости, огнеупорности и т. д.

Виды тканей по способу отделки

1. Ткань суровая — ткань, снятая с ткацкого станка.

2. Ткань отбеленная — суровая ткань, отбеленная с

помощью специальных отбеливателей.

3. Ткань гладкокрашеная — ткань, окрашенная в

один цвет.

4. Ткань набивная — ткань, на которой набивают

(печатают) рисунок.

5. Ткань пестротканая (в полоску или клетку) —

ткань, сотканная из пряжи, окрашенной в 

разные цвета.

6. Ткань меланжевая (в крапинку) (от фр. melange —

смесь) — ткань, сотканная из пряжи, полученной

из смеси окрашенных в разные цвета волокон.

 

Предварительная отделка:

1. Опаливание (удаление с поверхности суровой 

ткани выступающих кончиков волокон).

2. Расшлихтовка (замачивание ткани с целью 

удаления из нее шлихты — пропитки, нанесенной

на нити основы в процессе ткачества).

3. Отваривание (полная очистка от примесей).

4. Мерсеризация (название от имени анг. 

изобретателя Дж. Мерсера — J. Merser) — обработка и

промывание для получения блеска, 

гигроскопичности, прочности.

5. Беление (обесцвечивание ткани).

6. Ворсование (от ср.-перс, варе — волос) — 

создание на поверхности ткани ворса с целью 

мягкости, теплозащитности.

Крашение и печатание

Во время крашения ткань поглощает из раствора

красящее вещество (естественные красители — 

растительного происхождения; синтетические — из камней).

Печатание — это процесс нанесения цветного 

рисунка красителями:

• прямое печатание — на белую или 

гладкокрашеную ткань набивают рисунок;

• вытравной способ — на гладкокрашеную ткань

наносится вытравка (вещество, разрушающее

краситель) и остается белый рисунок.

Заключительная отделка

1. Аппретирование (от фр. apprete — окончательно

отделывать) — нанесение на ткань аппрета для

придания ей плотности (крахмал), 

гигроскопичности (глицерин, соль), белизны 

(отбеливатели), блеска (масло, жиры, воск).

2. Ширение (придание ткани стандартной ширины).

3. Каландрование (от фр. calandre — каландр — 

устройство для повышения плотности и гладкости

материалов, тканей) — разглаживание ткани.

Специальная обработка тканей. Некоторые ткани

пропитывают специальными растворами для придания

ей, например, непромокаемости, огнеупорности и т. д.

Виды тканей по способу отделки

1. Ткань суровая — ткань, снятая с ткацкого станка.

2. Ткань отбеленная — суровая ткань, отбеленная с

помощью специальных отбеливателей.

3. Ткань гладкокрашеная — ткань, окрашенная в

один цвет.

4. Ткань набивная — ткань, на которой набивают

(печатают) рисунок.

5. Ткань пестротканая (в полоску или клетку) —

ткань, сотканная из пряжи, окрашенной в 

разные цвета.

6. Ткань меланжевая (в крапинку) (от фр. melange —

смесь) — ткань, сотканная из пряжи, полученной

из смеси окрашенных в разные цвета волокон.

 

Ткань по назначению бывает:

·       бытовая (одежда),

·       техническая (брезент),

·       специальная (одежда для пожарных).

Производство швейных материалов

1. Ткань — прядение — ткачество — отделка.

2. Трикотаж: — прядение — вязание — отделка.

3. Нетканые материалы — подготовка волокнистой

массы — скрепление волокнистой массы 

(склеивание, прошивание, прессование, валяние) — 

отделка.

Нити основа и уток. Кромка

Ткань — это переплетение двух нитей — нити 

основы и нити утка.

Нить основа: идет вдоль ткани, она гладкая, 

тонкая, равномерная по толщине, сильно скрученная, 

натянута как струна, плотная, жесткая и прочная. 

Растяжению не поддается. При резком растяжении ткани

нить основа издает звонкий звук. В ткани она 

определяет ее длину.

Нить уток: идет поперек ткани, она пушистая,

толстая, неравномерная по толщине, слабо натянутая,

слабо скрученная, гибкая, мягкая, нить уток 

заполняет промежутки между нитями основы. Нить уток 

поддается растяжению. При резком растяжении ткани

она издает глухой звук. В ткани нить уток определяет

ее ширину.

По краям ткани нити основы расположены чаще,

поэтому получается более плотное переплетение. Это

кромка. Кромка предохраняет края ткани от осыпания

нитей и растяжения ткани.

Стороны в ткани

Лицевая сторона: гладкая, блестящая, у нее яркий

цвет и рисунок, на ней меньше узелков и ворсинок.

Изнаночная сторона: шероховатая, матовая, у нее

бледный цвет и рисунок, на ней больше узелков и

ворсинок.

Вид лицевой и изнаночной сторон зависит от:

• отделки,

• способа изготовления ткани,

• вида переплетения нитей.

Переплетение нитей в ткани:

• полотняное,

• саржевое,

• атласное,

• сатиновое.

Полотняное переплетение нитей самое простое.

Нити в нем переплетаются через одну нить. В работе

заняты две нити. Рисунок с обеих сторон одинаковый.

Саржевое переплетение — одна нить основа 

покрывает одну нить утка, и сама перекрыта двумя-тремя

нитями утка. В работе занято не менее трех нитей. На

поверхности ткани образуются косые полоски.

Сатиновое и атласное переплетения — одна нить

утка перекрывает четыре и более нитей основы, и

сама перекрыта одной нитью основы. В работе 

занято не менее пяти нитей. На лицевой стороне 

образуется гладкая блестящая поверхность .


 

В процессе образования ткани на ткацком станке нити основы и утка могут по-разному переплетаться между собой.

Различной послеловательностъю чередования основных и уточных нитей создается огромное количество переплетений.

Наиболее распространенным является полотняное переплетение, которое образуется переплетением основных и уточных нитей через одну. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани, а также некоторые льняные и шелковые ткани.

Саржевое переплетение характеризуется наличием на ткани диагоналевых полос, идущих снизу вверх направо. Ткань саржевого переплетения более плотная и растяжимая. Применяют такое переплетение при выработке платьевых, костюмных и подкладочных тканей.

 

Атласное (сатиновое) переплетение придает тканям гладкую блестящую поверхность, стойкую к истиранию. Лицевой застил может быть образован нитями основы (атласное) или утка (сатиновое переплетение).

 

Ткани имеют лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани определяют по следующим признакам:

1.    На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.

2.    На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более четкий.

3.    Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки выведены на изнаночную.

Изображения переплетений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Натуральные волокна растительного происхождения

Натуральные волокна

1. Натуральные волокна растительного

происхождения:

         льняные,

         хлопковые.

2. Натуральные волокна животного происхождения:

         шерстяные,

         шелковые.

.

Химические волокна

1. Искусственные (вискоза).

2. Синтетические (капрон).

Натуральные волокна растительного происхождения

 

Льняные волокна

Лен — травянистое однолетнее растение. Лен 

человеку известен со времен каменного века. За 

несколько тысяч лет до н. э. ткани из льна знали в Египте, 

Грузии. На Руси лен повсеместно выращивают с X—XIII вв.

Сегодня лен растет в местах умеренного климата. В

мире насчитывают до 200 видов льна. Для волокон

больше всего подходит лен-долгунец.

На благо человека используется все растение:

         семена (масло для технических целей),

         стебли (волокна для тканей),

         отходы (пакля для технических целей).

Первичная обработка льна

1. Мочат льняную солому.

2. Сушат и получают тресту (сухие стебли).

3. Тресту мнут и треплют.

4. Волокна чешут и получают чистое волокно.

Льняные волокна: светло-серые, гладкие, длинные

(250—1000 мм), толстые, прямые, жесткие, прочные.

Хлопковые волокна

Хлопчатник известен человеку уже 5 000 лет. Это

кустарное тропическое растение. Родина хлопка —

Индия и Южная Америка. До XVI в. индийцы 

производство хлопка держали в тайне. В Европу 

привозили только готовые ткани. В России хлопок 

выращивают с XVIII в. В мире произрастает 35 видов хлопка

(190 цветов), но только 4 вида подходят для волокон.

На благо человека используют:

в семена (на волокна);

• ветки и отходы (на вату, бумагу, картон и т. д.).

 

Льняное волокно. Натуральные текстильные волокна вырабатываются также из стеблей и листьев некоторых растений. В различных странах существует большое количество растений (лен, конопля, джут, крапива, канатник, кендырь, рами и т. д.), из которых получают лубяные волокна. Наиболее тонкими, мягкими и гибкими среди них являются волокна льна. Из этих волокон создают пряжу, а потом красивые, прочные, мягкие ткани.

 

Существует несколько групп льна:

1)Лен-долгунец.  Самые длинные волокна (длина волокна зависит от длины стебля растения) получают из льна-долгунца, так как стебли его достигают длины 80-100 см. Это высококачественное прочное волокно.   Для текстильной промышленности наибольшую ценность представляет лен-долгунец.

2)Лен-кудряш дает низкокачественное волокно (паклю).

3) Лен-межеумок используются как техническое волокно.

 

 

Созревшие стебли льна выдергивают из земли вместе с корнями, чтобы сохранить длину волокон. Этот процесс называется тереблением. Раньше его выполняли вручную, а теперь с помощью льнокомбайнов и теребильных машин. Стебли льна освобождают от семян на льномолотилках. Такие очищенные стебли называют соломкой. Соломку вымачивают в водоемах или специальных бассейнах. Вымоченные стебли льна называют трестой.

Часть стебля льна составляет луб, находящийся под корой (кострой). В нем в виде тонких связок расположены лубяные волокна. Получение льняного волокна из стеблей растения осуществляется на льнозаводах. Существует специальная технология отделения волокон от древесины (костры) стебля и дальнейшей обработки полученного сырья. Вымоченные стебли сушат и подвергают механической обработке. Их мнут, треплют, чтобы отделить волокно от древесины стебля и других тканей. Затем льняные волокна отбеливают, так как до этой операции они имеют светло-желтый цвет, переходящий в стальной.

Хлопковые волокна

Хлопчатник известен человеку уже 5 000 лет. Это

кустарное тропическое растение. Родина хлопка —

Индия и Южная Америка. До XVI в. индийцы 

производство хлопка держали в тайне. В Европу 

привозили только готовые ткани. В России хлопок 

выращивают с XVIII в. В мире произрастает 35 видов хлопка

(190 цветов), но только 4 вида подходят для волокон.

На благо человека используют:

в семена (на волокна);

• ветки и отходы (на вату, бумагу, картон и т. д.).

Первичная обработка хлопка

1. Из семян-коробок получают волокна хлопка-

сырца (в одной коробке 7—15 тыс. волокон).

2. Сортируют по качеству.

3. Прессуют в кипы.

Хлопковые волокна: белые, пушистые, короткие (до

500 мм), тонкие, матовые, мягкие, прочные.

Конопля — травянистое однолетнее растение. 

Человеку конопля известна уже 3 500 лет. Волокна 

конопли называют пенькой.

Юта — тропическое растение (родина — Индия,

Китай).

Кенаф — тропическое растение (родина — Индия,

Китай).

Джут — тропическое растение (родина — Южная

Америка, Африка).

Волокна названных тропических растений служат

для технических целей (мешки, изоляционный 

материал, брезент, рыболовные сети, канаты, упаковочная

ткань), а также в быту (ковры, покрывала, обивка для

мебели).

Классификация тканей

Классификация тканей

Свойства тканей

Зависят от волокнистого состава, вида 

переплетения нитей и особенностей отделки. Знание этих

свойств помогает в подборе тканей для шитья 

определенного швейного изделия и при выборе фасона

изделия.

I. Физико-механические свойства тканей.

1. Прочность (свойство ткани выдерживать 

определенные нагрузки).

2. Сминаемость (свойство ткани мяться).

3. Драпируемость (свойство ткани держать складки).

П. Гигиенические свойства тканей.

1. Гигроскопичность (свойство ткани впитывать

влагу).

2. Воздухопроницаемость (свойство ткани 

пропускать воздух).

3. Теплозащитность (свойство ткани удерживать

тепло).

III. Технологические свойства тканей.

1. Усадка (свойство ткани менять свой размер —

уменьшаться после замачивания).

2. Осыпаемость нитей (свойство ткани осыпаться

при раскрое).

3. Растяжение (свойство ткани растягиваться).

Хлопчатобумажные ткани обладают хорошей 

прочностью, легкостью, мягкостью. Они легко впитывают

влагу, быстро высыхают, хорошо пропускают воздух,

легко стираются и не осыпаются. Хотя эти ткани

сильно сминаются, зато легко разглаживаются.

Льняные ткани обладают высокой прочностью. Они

жесткие и толстые, хорошо пропускают воздух, 

впитывают влагу и не осыпаются. Льняные ткани сильно

сминаются, но легко разглаживаются.

Шерстяные ткани прочные. Они очень теплые, 

хорошо драпируются, мало сминаются. При 

замачивании могут изменять свой размер.

Шелковые ткани прочные. Они хорошо впитывают

влагу, быстро высыхают, свободно пропускают воздух,

мало сминаются. Но эти ткани растягиваются и при

раскрое сильно осыпаются.

Искусственные ткани обладают прочностью, дра-

пируемостью. Они тяжелые, хорошо впитывают 

влагу. В мокром состоянии теряют свою прочность, 

сильно сминаются и осыпаются при раскрое.

Синтетические ткани обладают упругостью и 

прочностью. Они жестковаты, не мнутся, хорошо 

сохраняют форму, не дают усадки. Эти ткани плохо 

впитывают влагу и при раскрое сильно осыпаются.

Классификация тканей по назначению

Хлопчатобумажные ткани: бельевые (нижнее белье,

столовое белье), платьевые, сорочечные, рубашечные,

платочные, пальтовые, плащевые, подкладочные.

Льняные ткани: бельевые (постельное и столовое

белье, кухонные полотенца), костюмные, пальтовые,

мебельно-декоративные.

Шерстяные ткани: платьевые, костюмные, 

пальтовые, ковровые, мебельно-декоративные.

Шелковые ткани: бельевые (нижнее белье, 

постельное белье), платочные, платьевые, рубашечные, 

сорочечные, костюмные, плащевые, подкладочные.

Искусственные ткани: бельевые (нижнее белье),

платьевые, подкладочные, искусственный мех.

Синтетические ткани: бельевые, кружевные, 

гардинные, мебельно-декоративные.

Смесевые (в их состав входят натуральные и 

химические волокна): сорочечные, рубашечные, 

костюмные, платьевые, пальтовые, плащевые, 

мебельно-декоративные.

Свойства тканей

 

   К основным свойствам тканей относятся: механические, физические и технологические.

     Механические свойства определяют, как относится материал к действию различных внешних сил. Под действием этих сил материал деформируется: изменяются его размеры и форма.

К механическим свойствам тканей относятся: прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость.

     Прочность — это способность ткани противостоять разрыву. Это одно из важных свойств, влияющих на качество ткани. Прочность ткани зависит от прочности волокон, структуры пряжи и ткани, от характера отделки ткани.

     Сминаемость — это способность ткани во время сжатия и давления на нее образовывать мелкие морщины и складки. Сминаемость зависит от свойств волокон, вида пряжи и ткани и от характера отделки тканей.

     Драпируемость — это способность ткани, когда она висит, опускаться мягкими округлыми складками. Не случайно гардины и занавеси на окнах называются драпировками.

Хорошо драпируются мягкие ткани из натурального шелка и некоторые шерстяные ткани. Жесткие, плотные хлопчатобумажные и льняные ткани драпируются хуже.

     Износостойкость — это способность ткани противостоять действию трения, растяжения, изгиба, сжатия, влаги, света, солнца, температуры, пота. Стойкость к износу зависит от прочности волокон в ткани.

     Физические свойства — это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. К ним относятся: теплозащитные свойства, пылеемкость и гигроскопичность.

     Теплозащитные свойства — это способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Теплозащитные свойства зависят от волокнистого состава, толщины, плотности и вида отделки.

     Пылеёмкость — это способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения. Пылеёмкость зависит от волокнистого состава, структуры и характера отделки ткани.

     Технологические свойства — это свойства, которые проявляет ткань в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая окончательной влажно-тепловой обработкой.

К технологическим свойствам тканей относятся: скольжение, осыпаемость, усадка.

     Скольжение может происходить при раскрое и стачивании тканей. Скольжение зависит от гладкости использованных при ткачестве нитей и от вида их переплетения.

     Осыпаемость ткани заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому. Это зависит от вида пряжи и переплетения, а также от плотности и отделки ткани.

     Усадка — это уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги. Например, вы гладите влажную ткань, и она садится. Ткань может сесть и при стирке. Усадка зависит от состава волокна, строения и отделки.

 

Сравнительная характеристика свойств тканей

 

 

Свойства тканей

Шерсть

Шелк

Физико-механические:

 

Прочность

 

 

Сминаемость

 

драпируемость

 

 

 

Меньше, чем хлопчатобумажных

 

Очень малая

 

Средняя

у хлопковых тканей

 

 

 

Высокая

 

 

Очень малая

 

Высокая

Гигиенические:

 

Гигроскопичность

 

Пылеемкость

 

Теплозащитные

свойства

 

 

 

Значительная

 

Большая

 

Высокие

 

 

Значительная

 

Малая

 

Несколько выше, чем у хлопчатобумажных тканей

Технологические:

 

Усадка

 

Осыпаемость

 

Раздвижка нитей в швах

 

 

Значительная

 

Средняя

 

Средняя

 

 

Значительная

 

Значительная

 

Значительная

 

Лицевая и изнаночная сторона тканей

 

     Большинство тканей имеют гладкую поверхность, и это определяется видом переплетения. К таким тканям относятся: бельевые, платьевые, подкладочные.

     Существуют ткани, которые имеют одинаковую лицевую и изнаночную сторону. Но в большинстве случаев изнанка и лицо материи заметно отличаются друг от друга, так как имеют разное строение. Пример тому — гладкая до блеска подкладка из сатина или атласа с внешней стороны и матовая изнутри. У этих тканей лицевая сторона более гладкая потому, что имеет удлиненные перекрытия.

     Поверхность ткани зависит от характера отделки ткани. Например, ткани могут иметь ворс разной высоты.

     При раскрое ткани с ворсом необходимо следить за тем, чтобы наклон ворса был в одну сторону, но это вызывает больше расходов, чем при раскрое тканей с ровной однородной поверхностью.

     Лицевую и изнаночную сторону в ткани можно определить по следующим признакам:

     1. По краям ткани у кромки имеются проколы. Ткань в местах проколов более выпуклая на лицевой стороне.

     2. В гладких тканях изнаночная сторона более пушистая, чем лицевая. Для определения пушистости ткани ее нужно рассматривать на уровне глаз.

     3. По рисунку ткацкого переплетения:

          а) в тканях саржевых переплетений на лицевой стороне руб- чик идет снизу вверх слева направо;

          б) сатиновые и атласные переплетения образуют гладкую лицевую сторону;

          в) ворсовое переплетение образует ворсистую лицевую сторону.

     4. В смешанных тканях наиболее дорогие нити выводятся на лицевую сторону. Например, люрекс в парче.

     5. В драпах на лицевой стороне ворс располагается упорядоченно, а на изнаночной стороне выглядит менее аккуратно.

 


Основные понятия:Лицевая и изнаночная сторона тканей; механические свойства ткани: прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость; физические свойства ткани: теплозащитные свойства, пылеемкость; технологические свойства ткани: скольжение, осыпаемость, усадка

ПЛАН-КОНСПЕКТ  УРОКОВ  ПО  ТЕХНОЛОГИИ  ОБРАБОТКИ 

Электронные образовательные ресурсы

Кроссворд: "Отделка ткани"    автор: Янкевич Е.Г.

 

Упражнение создано с помощью сервиса LearningApps. Для создания подобного задания перейдите по ссылке, зарегистрируйтесь, найдите вариант тренажёра  и перестройте его по вашей идее.
Для удобства работы с этим упражнением, откройте его в полноэкранном  режиме.

Расставь по порядку  Производство швейных материалов         автор: Янкевич Е. Г.

 

Упражнение создано с помощью сервиса LearningApps. Для создания подобного задания перейдите по ссылке, зарегистрируйтесь, найдите вариант тренажёра  и перестройте его по вашей идее.
Для удобства работы с этим упражнением, откройте его в полноэкранном  режиме.

Кроссворд: Ткань       автор: Янкевич Е. Г.

 

 

 

Расставь по порядку:   "Производство хлопка"      автор: Янкевич Е.Г.